ПРОЕКТ
По ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с русскими народными сказками
с использованием современных педагогических технологий
«По страницам русских народных сказок»
Выполнила: Ефремина Ольга Владимировна – воспитатель
Паспорт проекта:
Цель проекта: Приобщение детей к художественной литературе на примере русских народных сказок. Развитие творческого потенциала, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Назначение проекта:
Способствовать:
- расширению знаний о русских народных сказках, приобщению детей к богатствам русской художественной литературы,
- оптимизации межличностных взаимодействий дошкольников,
- развитию творческих способностей,
- развитию коммуникативных качеств дошкольников.
Сроки реализации проекта: 2 февраля – 20 февраля 2015 г.
Руководитель проекта: Ефремина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Образование: ГОУ СПО Сыктывкарский педагогический колледж №2. «Воспитатель детей дошкольного возраста» 2007 год.
Квалификационная категория :Первая квалификационная категория
Участники проекта: музыкальный руководитель - Жукова Т. И., учитель-логопед - Корепина В. Н., воспитатели - Хорькова О. М.
Воспитанники старшей группы. Родители воспитанников.
Результаты реализации проекта:
1. Активизация воспитанников в получении информации по теме, расширение представлений, знаний об устном народном творчестве – сказке.
2. Повышение уровня осведомленности, заинтересованности родителей по проблеме.
3. Оснащение развивающей среды группы для дальнейшего расширения представлений детей по теме.
Актуальность.
«…Сказки открывали передо мною просвет
в другую жизнь, где существовала и,
мечтая о лучшей жизни, действовала
какая-то свободная, бесстрашная сила»
М. Горький
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Дети старшего дошкольного возраста имеют представления о добре и зле, о хорошем и плохом, но эти представления часто наивны и своеобразны. Примеры из детской литературы помогут раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. При выборе сказок для чтения нужно остерегаться сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Инновационная составляющая проекта
Инновационные технологии в работе со старшими дошкольниками при знакомстве с русской народной сказкой
Главной концепцией моей работы является формирование личности творческого, понимающего, мыслящего ребенка, владеющего всеми мыслительными операциями при помощи русской народной сказки.
По моему мнению, восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на всестороннее развитие дошкольника и поэтому целью данной работы является внедрение инновационных технологий для творческого обогащения, нравственно – эстетического воспитания старших дошкольников с помощью русской народной сказки.
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности - усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно - деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- на тщательном отборе материала (по возрасту);
-интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды;
- изучение инновационных технологий и применение их в практике.
Для эффективной работы я использовала различные методы, приемы и формы работы. Я использую сказочный материал нетрадиционно. Нетрадиционно, то есть учу детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.
Использую в своей работе метод объединения двух коротких сказок в одну, с новым сюжетом. Это нелегкая работа - нужно логично ввести новых героев в сюжет первой сказки и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка.
Еще один метод - метод шифров. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения.
Также часто использую в своей работе следующие методы:
1. Сказка на новый лад. За основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
2. Бином фантазии. Берем за основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью фантазии в сказке и есть «Бином фантазии». Например, показать детям две картинки, медведь и самолёт, и предложить сочинить сказку.
3. Метод наглядного моделирования. Развивает пространственное воображение, позволяет воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. В качестве символов-заместителей при моделировании сказок использую:
-предметные изображения, картинки;
-силуэтные изображения;
-геометрические фигуры.
Мы можем показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса и предоставить детям пофантазировать.
Использую такую инновационную технологию как мнемотехника. Эта техника проста и невероятно эффективна. Вначале знакомимся со сказкой целиком, затем по смысловым частям. Предлагаем подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию. Данная технология инновационных систем методов и приемов, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развивающую у детей выдумку, фантазию, умение, представить себя на месте других.
Мнемотаблицы - схемы, в которые заложена определенная информация, овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков при знакомстве со сказкой увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить сюжет сказки. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении сказки картинки выставляются на планшет. После прочтения дети воспроизводят сказку по опорным картинкам.
Использование в работе современных образовательных технологий:
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Социально – ориентированные технологии.
Информационно – коммуникативные технологии.
Компьютерные технологии.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Приобщение детей к художественной литературе на примере русских народных сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений. Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
Дети: Продолжать знакомить с творчеством русского народа, с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях, побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Родители: Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Развитие совместного творчества родителей и детей. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта.
Активные участники проекта: педагоги, дети, родители.
Пассивные участники: музыкальный руководитель, сотрудники детской библиотеки.
Педагогическая проблема, решаемая в процессе реализации проекта: Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к художественному слову. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют обогащению и развитию выразительности речи.
Функции проекта:
Познавательно – речевое развитие.
Социально – личностное развитие.
Художественно – эстетическое развитие
Вид проекта: кратковременный, групповой, информационно-творческий.
Обеспечение: Сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, методическая литература, диски с мультипликационными фильмами по русским народным сказкам. ТСО – мультимедийное оборудование, ноутбук, магнитофон.
Методы и приёмы, используемые в работе со сказкой:
Беседы по сказкам.
Художественное слово – загадки, пословицы, поговорки, стихи.
Моделирование сказок.
Игровые и творческие задания.
Проблемно – игровые ситуации.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Физкультминутки и динамические паузы.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Мимические упражнения, пантомима.
Элементы театрализованной деятельности.
Использование данных методов и приёмов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников. Учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Формы организации работы с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Экскурсии.
Совместная деятельность родителей и детей.
Вечера развлечений, досуги, выставки, фотоотчёты.
Этапы реализации проекта:
Организационный (подготовительный) этап.
Деятельностный (основной) этап.
Итоговый этап.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление книги - альбома «В мире волшебных историй»
Изготовление альбома «Рисунки к любимым русским народным сказкам»
Инсценировка сказки «Теремок» и показ её детям младших групп.
Критерии оценки. Результат работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
Развитие духовно - богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
Развитие интереса к русской литературе.
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений.
Совершенствования выразительности и связной речи детей.
Содействие творческому развитию детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости.
Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов работы над проектом
В процессе мониторинга исследуется уровень качества усвоения детьми поставленных задач путем наблюдений за ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок, и изобразительной деятельности.
Периодичность мониторинга – начало и окончание проекта. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга по проектной деятельности тесно связано с Основной образовательной программой дошкольного образования ДОО.
Критерии оценки уровня развития детей:
- заинтересованно слушает сказку;
- высказывает своё отношение к героям сказки;
- активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки;
- умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями;
-умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя.
Этапы реализации проекта. План мероприятий
Организационный (подготовительный) этап.
(2 – 4 февраля 2015г.)
1. Определение проблемы, постановка целей и задач. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной и художественной литературы, иллюстративного материала. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
3. Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.
4. Составление перспективного плана работы.
№
|
мероприятия
|
сроки
|
ответственные
|
результат
|
1.
|
Определение уровня и объема знаний воспитанников по теме
|
2-4 февраля
|
Ефремина О.В.
|
Результаты мониторинга через наблюдение детской деятельности.
|
2.
|
Определение и степень осведомленности родителей по теме
|
2-3 февраля
|
Ефремина О.В.
|
Анкетирование родителей, беседы.
(Приложения № 1)
|
3.
|
Изучение методической литературы
|
2-4
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М.
|
Подбор методической литературы.
|
4.
|
Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности
|
2-4
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М.
|
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности.
|
5.
|
Подготовка условий для проведения мероприятий (подбор дидактического материала и различных пособий по теме)
|
2-4
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М. муз. руководитель
Жукова Т.И.
|
Презентации, схемы, дидактический материал, аудиозаписи для музыкального сопровождения, видеозаписи мультфильмов по русским народным сказкам, книги (энциклопедии) о сказках.
|
6.
|
Создание картотеки дидактических, развивающих, подвижных игр по теме
|
2-4
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М.
|
Картотека игр.
(Приложения № 2)
|
7.
|
Оснащение и организация предметно-развивающей среды
|
2-4
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М.
|
Иллюстрации, картины, детские книги с русскими народными сказками, пальчиковый, плоскостной и другие виды театра, дидактические игры, атрибутика для театрализованных игр.
(Приложения № 3)
|
8.
|
Индивидуальные консультации с родителями по подбору иллюстраций, фотографий для оформления альбомов и презентаций
|
2-3
февраля
|
Ефремина О.В.
Хорькова О.М.
|
Альбомы, презентации.
|
Деятельностный (основной) этап.
(5 - 17 февраля 2015г.)
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. На данном этапе проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей. По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
1. Совместная деятельность детей и воспитателя:
- ежедневное чтение сказок, фольклора;
- разучивание присказок, поговорок, пословиц, загадок о сказках, сказочных героях;
- пересказ прочитанных сказок, их инсценирование,
- игры – драматизации по сказкам;
- рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников в детских книгах различных изданий;
- рассказывание сказок собственного сочинения;
- выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ;
- оформление выставки детских работ по сказкам;
2. Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
- самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд);
- самостоятельные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации по сказкам.
1.
|
Беседа «В мире сказок»
|
5 февраля
|
Ефремина О. В.
|
Ознакомительная работа с воспитанниками
|
2.
|
Рисование иллюстраций к сказкам, героев и сюжетов по мотивам сказок.
|
6 февраля
|
Хорькова О. М.
Ефремина О. В.
|
Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам.
|
3.
|
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по русским народным сказкам».
|
9 февраля
|
Ефремина О. В.
|
Обогащение знаний о русских народных сказках. Воспитание любви к устному народному творчеству.
(Приложение № 4)
|
4.
|
Чтение русской народной сказки «По щучьему велению», беседа по сказке.
|
10 февраля
|
Ефремина О. В.
|
Знакомство с художественными произведениями
|
5.
|
Экскурсия в детскую поселковую библиотеку.
Тема: «Что за прелесть эти сказки».
|
10 февраля
|
Ефремина О. В.
|
Возникновение устойчивого интереса к художественным произведениям
(Приложение № 5)
|
6.
|
«Едет Ваня на быке…» знакомство с народными потешками, поговорками, считалками и загадками.
|
11 февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
Знакомство с устным народным фольклором
|
7.
|
Знакомство с мнемотаблицами. Рассказывание сказок по мнемотаблицам.
|
12
февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
Пересказ и рассказывание сказок с опорой на мнемосхемы.
(Приложение № 6)
|
8.
|
Лепка героев и сюжетов сказок.
|
12
февраля
|
Хорькова О. М.
|
Оформление выставки детских работ.
|
9.
|
Беседа «Образ животных в русских народных сказках»
Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух».
|
13
февраля
|
Ефремина О. В.
|
Развитие творческих способностей, посредством театрализованной деятельности.
|
10.
|
Пересказ сказки Волк и лиса» по мнемотаблице.
|
16
февраля
|
Ефремина О. В.
|
Развитие связной речи при пересказе произведения с опорой на мнемосхемы.
|
11.
|
Подготовка к участию в муниципальном конкурсе детских рисунков «Моя любимая сказка» посвящённого Году литературы.
|
15-20 февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
(Приложение № 7)
|
12.
|
Викторина для детей «Сказки – волшебный мир»
|
17
февраля
|
Ефремина О. В.
|
Обобщение знаний и представлений.
(Приложение № 8)
|
3. Формы взаимодействия с родителями
Совместная деятельность детей и родителей.
- чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам;
- изготовление кукольного театра для костюмов для драматизаций.
Содержание работы с родителями:
- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
- домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, придумывание сказок с детьми);
- чтение сказок с детьми;
- помощь в пополнении книжного уголка сказками.
1.
|
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
|
2-17
февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
Заинтересованность родителей, активное участие в реализации проекта, совместная деятельность родителей с детьми и педагогами.
|
2.
|
Консультации для родителей «Особенности русских народных сказок. Значимость сказки, её познавательное значение. Сказка как жанр народного творчества».
|
5-6
февраля
|
Ефремина О. В.
|
Помочь родителям осмыслить педагогическую ценность сказки.
(Приложение № 9)
|
3.
|
Работа по активизации родителей на совместную деятельность с детьми.
|
5-17
февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
Оформление альбома «В мире волшебных историй» - сказки, придуманные детьми и родителями. Альбома «Рисунки к любимым русским народным сказкам». Совместно с родителями поддерживать интерес детей к сказкам.
(Приложение № 10)
|
|
Итоговый этап.
(18 – 20 февраля 2015г.)
1. Оформление выставки работ изобразительной деятельности детей (рисунки, лепка, ручной труд).
2. Презентация альбома «В мире волшебных историй» - сказки, придуманные детьми и родителями. Альбома «Рисунки к любимым русским народным сказкам».
3. Театрализованное представление по сказке «Теремок» для показа детям младших групп.
4. Проведение итогов проектной деятельности, обобщение результатов работы.
5. Презентация проекта педагогом на итоговом педсовете в мае - месяце.
1.
|
Определение уровня и объема знаний воспитанников по теме.
|
18-19
февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
Положительные результаты обследования детской самостоятельной деятельности по данной теме.
|
2.
|
Презентация альбомов: «В мире волшебных историй», «Рисунки к любимым русским народным сказкам».
|
20 февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М
|
Подведение итогов работы над проектом совместно с детьми и родителями.
|
3.
|
Театрализация сказки «Теремок»
|
19
февраля
|
Ефремина О. В.
Хорькова О. М.
|
(Приложение № 11)
|
4.
|
Презентация проекта
|
май
|
Ефремина О. В.
|
Презентация проекта на итоговом педсовете.
|
|