Конспект непосредственной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы детского сада
Тема: «Я вижу, слышу, ощущаю»
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств человека, раскрыть важность их работы для человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий.
2. Сформировать представление об органах чувств человека (глаз, нос, ухо, язык); систематизировать представление о функциях этих органов. Уточнить, какое значение для человека имеют эти органы чувств, при восприятии им окружающего мира и жизнедеятельности.
3. Формировать представления о предметах, облегчающих жизнь людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.
4. Развивать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Учить выделять в процессе восприятия различные звуки (природные, бытовые, социальные и др.).
5. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать умение связно, логично высказывать свою мысль, высказывать свои предположения. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать.
6. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны. Формировать представление о безопасности собственной жизнедеятельности посредством охраны органов чувств.
7. Подвести детей к пониманию безопасности собственной жизнедеятельности, необходимости соблюдать меры предосторожности, формирование основ безопасного поведения в быту, во время игр, социуме, природе.
8. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Фиксики». Чтение литературы: В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита». Рассматривание плакатов: «Строение тела человека», «Наши органы чувств», «Строение органов чувств». Беседа с воспитанниками на тему: «Зачем человеку органы чувств?» Проведение дидактических и подвижных игр: «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы».
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор, ноутбук. Презентация по содержанию НОД. Пластмассовые баночки, продукты для игровой деятельности: лимон, апельсин, кофе, семечки, банан, яблоко, груша. Салфетки бумажные, шпажки, стаканчики. Бумажные бабочки на палочках для выполнения гимнастики для глаз. Раскраски с изображением героев мультфильма «Фиксики».
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети с воспитателем заходят в зал, здороваются с гостями, встают в круг, взявшись за руки. Проводится психогимнастика «Приветствие».
Воспитатель вместе с детьми:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
Воспитатель:
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите все друг на друга, пожелайте друг другу доброго утра и подарите улыбки своим друзьям.
(звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите? Кто это поёт? (Ответы детей). Вы уверены? Давайте посмотрим, что здесь.
(на экране появляются изображения героев м/с «Фиксики»).
- Ребята, а кто такие Фиксики? Где они живут? Что умеют делать? (Ответы детей) Интересно, как же Фиксики появились здесь, и зачем они к нам пришли? Давайте внимательно их послушаем.
(звучит аудиозапись от имени героев мультфильма)
- Здравствуйте, ребята. Мы путешествовали по разным компьютерам и попали к вам. Мы очень много знаем о том, как устроены различные бытовые и электронные приборы, но абсолютно ничего не знаем о ваших органах чувств, и как они помогают вам узнавать окружающий мир. Вы нам поможете помочь в этом разобраться?
Воспитатель:
- Ребята, сможем мы помочь Фиксикам? Про какие органы чувств мы им расскажем? (ответы детей: про глаза, уши, нос и язык) Расскажем Фиксикам о том, как нам эти органы чувств помогают познавать и изучать окружающий нас мир?
2. Основная часть.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель:
- Ну что же начнём по порядку. А вот про какой орган мы сначала будем рассказывать, отгадайте загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам…
(Глаза)
Воспитатель:
- Для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите на экран. Скажите, что могут видеть наши глаза? (дети отвечают на вопросы по содержанию картинок на экране)
- Правильно, благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, природу можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего мира. Глаза - орган зрения.
- Как надо заботиться о глазах и сохранить зрение? (ответы детей: надо умываться, нельзя тереть глаза грязными руками. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. Нельзя близко и долго смотреть телевизор; долго играть в компьютерные игры; читать лежа; рассматривать книги при плохом освещении; смотреть на яркое солнце без очков)
- А чтобы наши глазки лучше видели, сделаем гимнастику для глаз.
(дети встают в круг и выполняют гимнастику для глаз «Бабочки»)
Гимнастика для глаз:
В вытянутой руке, на уровне глаз держат бабочку, прикреплённую на палочке. Следить за движением бабочки только глазами, каждое движение выполняется по два раза.
1. Поднять бабочку вверх, опустить вниз.
2. Отвести бабочку вправо – влево.
3. Обвести по кругу часовой стрелки и против часовой стрелки.
4. Опустить руки, поморгать глазами, закрыть глаза на несколько секунд, открыть.
Воспитатель:
- Вы знаете, ребята, что есть люди, которые плохо видят и есть люди, которые совсем ничего не видят. А как же они узнают окружающий нас мир? Как вы думаете, что или кто им помогает? (ответы детей)
(рассматривание фотографий на экране, обсуждение их с детьми)
- Плохо видящие люди и те, кто совсем ничего не видит, пользуются различными приспособлениями, которые помогают им в жизни. Это - очки, контактные линзы. А слепым людям помогаю специально обученные собаки – поводыри.
Воспитатель:
Отгадайте следующую загадку про наш орган чувств:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше (ушки).
Воспитатель:
- Расскажите, для чего человеку уши? (ответы детей) Какие звуки мы можем услышать? (ответы детей: пение птиц, разговор людей, музыку и т.д.)
- Хотите поиграть в игру «Угадай звук»?
- Попросим Фиксиков помочь нам: «Найдите, пожалуйста, различные звуки, которые люди могут услышать в окружающей обстановке».
- Вы, ребята, должны будете внимательно прослушать и назвать, кто или что издаёт это звук.
(воспитатель демонстрирует звуки в аудиозаписи, на экране появляется картинка обозначающая издаваемый звук)
- Уши – орган слуха. Слух для человека - это большая ценность. Скажите мне, ребята, как надо ухаживать за ушами? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уши не болели? (ответы детей: мыть и чистить уши, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку, надо быть осторожным во время купания, чтобы вода не попала в уши. Нужно защищать уши от сильного ветра и шума. При болях обращаться к врачу)
Воспитатель:
- Ребята, хотите ещё поиграть? Сейчас я проверю хороший у вас слух или нет. Игра называется «Слушай внимательно». Я буду шёпотом говорить, какое движение надо сделать и вы его выполняете.
(дети встают спиной к воспитателю, воспитатель даёт им различные задания, произнося их очень тихо: попрыгать, пошагать, помахать руками, сделать приседания)
- Молодцы, ребята, у вас очень хороший слух. А ведь есть люди, которые совсем ничего не слышат или слышать очень плохо. Как вы думаете, что им помогает слышать, как такие люди общаются друг с другом? (ответы детей)
- Такие люди пользуется специальными слуховыми аппаратами, которые помогают им лучше слышать. Общаются при помощи языка жестов.
(рассматривание фотографий на экране)
- Чтобы мы хорошо слышали, я предлагаю вам сделать массаж ушей:
потереть уши пальчиками рук сверху вниз;
помассировать мочку уха пальчиками;
сверху вниз пощипывания пальчиками раковины уха.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите (смайлики), внимательно рассмотрите их и скажите, о каком органе чувств мы будем разговаривать дальше. Кто догадался?
(ответы детей - нос)
Воспитатель:
- Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (ответы детей - чтобы дышать) Проверим, так ли это? Закройте рот, пальчиками зажмите нос. Что вам захотелось сделать? (ответы детей - вдохнуть, подышать). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. Вы знаете, какая? (ответы детей – нюхать)
- Нос – орган обоняния. Что такое обоняние? (это ощущение запаха, когда мы чувствуем различные запахи) Бывают запахи приятные и не приятные. Назовите, какие запахи приятны для нас? (ответы детей – цветы, шоколад, духи и т.п.) А какие запахи являются не приятными? (запах краски, дыма, подгоревшей еды и т.п.)
- Хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»?
(детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находиться в баночках - кофе, апельсин, лимон, семечки, зубная паста)
Воспитатель:
- Так для чего людям нужен нос? (чтобы дышать, нюхать, различать запахи)
- А носы нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи).
- Чтобы ваши носики хорошо дышали, давайте сделаем дыхательную гимнастику:
глубокий вдох носом, выдох через левую ноздрю, правая зажата пальцем, затем наоборот;
медленный глубокий вдох и постепенный отрывистый выдох;
спокойный вдох и выдох.
Воспитатель:
- Нос помогает нам различать запахи, а какой орган помогает нам различать вкус еды? (ответы детей) Правильно – это язык.
- Почему вы считаете, что он нам необходим? (ответы детей). С помощью языка мы говорим, язык помогает нам понять вкус пищи.
- Скажите, какими бывают продукты на вкус? (горькими, сладкими, кислыми, солёными) А хотите поиграть в игру «Узнай на вкус»
(проводится игра: воспитатель даёт ребёнку кусочек продукта – мандарин, яблоко, банан, груша, а ребёнок должен по вкусу угадать, что это и назвать)
Воспитатель:
- Что нужно делать для того чтобы язык был здоровым? (ответы детей – не брать в рот различные предметы, не облизывать пальцы, полоскать рот после еды, не пить очень горячие напитки)
- А ещё для языка тоже есть своя специальная гимнастика. Давайте выполним несколько упражнений.
(дети вместе с воспитателем выполняют упражнения артикуляционной гимнастики – «Лошадка», «Болтушка», «Качели»)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Вот мы свами и рассказали Фиксикам про наши органы чувств. Теперь Фиксики знают не только всё о разных приборах, но и о наших органах чувств и как они важны для нас и о том, как они помогают нам узнавать окружающий нас мир.
- А что нового вы, ребята, сегодня узнали для себя? Что было для вас самым интересным? (ответы детей)
- Фиксики благодарят нас за очень интересную информацию, которую они получили от вас, и дарят вам раскраски, где изображены герои мультфильма «Фиксики».
(дети прощаются со всеми и уходят в группу, звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)
|